Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли

Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли

11 ноября культурный мир отмечал день памяти великого русского классика, Федора Достоевского. Предлагаем узнать о том, как лучше всего познакомить детей с его творчеством – уникальным, многогранным, цепляющим за живое. Но не будем притворяться – порой сложным, непонятным, вызывающим у юных читателей скуку.

Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли

Особенности восприятия

Многие бывшие школьники отмечали, что в рамках общеобразовательного курса «Преступление и наказание», «Идиот» или «Бедные люди» дались им крайне неохотно, тяжело. Попытка одолеть очередную главу считалась едва ли не великим подвигом. Однако те, кто в зрелом возрасте возвращался к трудам классика, отмечали и удивительную гармонию его слога, и четко прорисованные образы, начинали задумываться о тех проблемах, которые он поднимает. Неужели получается так, что изучение Достоевского в средней школе стоит отменить в силу возраста? Но в таком случае велика вероятность, что взрослые люди так никогда и не прочтут его великих романов.

Краткий обзор позиций

Рассмотрим, какие подходы выделяются в педагогической науке. Методист Роман Дощинский из Московского центра качества образования уверен, что знакомство с миром классика стоит начать гораздо раньше, чем приступать к его главному произведению в рамках школьного курса – «Преступлению и наказанию». Так, для ребенка 5-6 класса рассказ «Мальчик у Христа на елке» вполне понятен, поддается осознанию. А эпизод «Мальчики» из «Братьев Карамазовых» способен вызвать интерес у семиклассников. Если в 8-9 классах познакомить школьников с «Бедными людьми» или «Белыми ночами», то при работе с главным произведением Федора Михайловича удовольствия и интереса будет гораздо больше, чем сложностей и противоречий.

Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли

Антон Скулачев и Ольга Вахитова, учителя словесности, уверены, что нередко педагоги сами становятся причиной того, что «Преступление и наказание» не находит в душе школьников должного отклика. Стараясь успевать за программой, учителя несутся «галопом по Европам», не давая детям возможности проникнуть во внутренний мир великого классика. Педагоги рекомендуют школьникам обязательно задавать вопросы, а учителям – находить время для ответа на каждый из них, только в этом случае десятиклассник сможет пропустить через себя знаменитое сострадание Достоевского, понять, что оно собой представляет.

Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли

Достоевский как педагог

Этот классик писал для взрослых, думающих людей, однако судьбы детей очень его волновали. Именно поэтому особенности преподавания его творчества можно найти в самих произведениях Достоевского. Например, о том, как построить отношения ученика и учителя, написано в повести «Неточка Незванова», с которой вполне можно познакомить учащихся средней школы. Сирота Неточка, оказавшись в доме Александры Михайловны, становится для последней не просто ученицей, но настоящим членом семьи, близким человеком. Добрая женщина с жаром принимается за обучение сироты, однако отходит от традиционных канонов, выстраивает отношения на равных, старается не использовать скучной сухой дидактики. Именно такой подход стоит использовать при знакомстве с Достоевским.

Велик риск того, что дети, стараясь ответить «правильно» на любой вопрос педагога про классика, просто не заменят всей прелести его художественного слога, мастерства в прорисовке характеров и жизненных трагедий каждого из них.

Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли

Дифференцированный подход

Каждый ученик имеет свое представление о мире классической литературы, что следует учитывать при знакомстве с Достоевским. Для одних точкой входа в его художественный мир может стать гнетущая атмосфера Петербурга, окрашенного в нездоровые желтые тона. Для других – трагедия Мармеладова. Для третьих – конфликт, расколовший душу Раскольникова на две части.

Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли

Классик затрагивает в своих произведениях очень важные для каждого темы, заставляет читателя искать ответ на вопросы в себе. Достаточно часто собственную внутреннюю трансформацию вдумчивый читатель сможет замечать от страницы к странице.

Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли

Именно поэтому учителю, который хочет помочь ребенку погрузиться в художественный мир классика, не стоит нарушать этой рефлексии. Следует отвечать на все возникающие в процессе чтения вопросы, предлагать выполнение творческих заданий, которые позволят посмотреть на поступки и мотивацию героев с иной стороны. Умение воспринимать и анализировать художественный текст у всех разное, поэтому имеет смысл давать ребятам задания различных уровней сложности.

Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли

Некоторые методы

Чтобы ученики средней и старшей школы смогли насладиться художественным мастерством классика, следует использовать различные методы. Например, при работе с романами Достоевского методисты рекомендуют проводить анализ художественной детали и портрета – через эти элементы текста очень многие идеи писателя становятся более наглядными. Федор Михайлович активно использовал говорящие фамилии и места действия, для создания характеристики ключевых персонажей обращался к интерьерным особенностям. Чем больше подобных особенностей ребенок сможет выделить в тексте самостоятельно, тем более интересным и полезным в итоге покажется ему роман.

Тоска и русская мысль: как открыть ребенку мир Достоевского и стоит ли

Конечно, мир Достоевского сложен и многогранен, порой за пространными рассуждениями классика даже взрослый, «подготовленный» читатель теряет мысль. Однако если помочь ученику средней школы постепенно познакомиться с особенностями творчества, романы классика будут казаться увлекательными, познавательными, глубокими.

Мой Веб Мир