Низкая атмосфера расширяется из-за изменения климата, или Почему теперь придется летать в постоянной турбулентности

Авиатранспорт – это потенциально самый опасный из всех видов транспорта, как считают многие. Малое же количество трагедий связано с большими усилиями для обеспечения безопасности полетов. Если бы столько же внимания уделялось данному вопросу на других средствах передвижения, то они вообще стали бы практически безопасными.

Воздушная среда имеет низкую плотность, а потому очень подвижна и неустойчива. Нередко там возникает такое явление, как турбулентность. Она связана с вертикальными движениями воздуха в атмосфере. И чем сильнее нагрев, тем больше это явление выражено.

Низкая атмосфера расширяется из-за изменения климата, или Почему теперь придется летать в постоянной турбулентности

В авиации с подобными процессами сталкиваются довольно часто. И то, что самолет попал в воздушную болтанку, – это не вина пилотов. Все дело в неустойчивости воздушной среды.

Что представляет собой турбулентность

Данное явление возникает, когда воздушные потоки в атмосфере движутся с разной скоростью. Чаще всего турбулентность наблюдается при грозах, а точнее в кучевых и кучево-дождевых облаках, в которых и возникают грозовые процессы. Также к этому явлению могут приводить орографические факторы, когда сильные ветра сочетаются с неровностями рельефа. Неравномерно восходящие потоки, способные вызвать болтанку, могут наблюдаться даже при ясной погоде. В этом случае говорят о «турбулентности чистого воздуха».

Низкая атмосфера расширяется из-за изменения климата, или Почему теперь придется летать в постоянной турбулентности

По интенсивности турбулентность разделяют на слабую, умеренную, сильную и экстремальную.

Насколько опасна турбулентность

Как правило, это явление не приводит к каким-либо последствиям для пассажиров и экипажа. Однако в редких случаях наблюдается сильная тряска, которая может стать причиной травмирования людей, пренебрегающих использованием ремней безопасности. К падениям самолетов турбулентность приводит крайне редко.

Сейчас авиалайнеры тщательно проверяют на надежность, а сами транспортные средства изготавливают по всем стандартам безопасности. В результате за год жертв авиакатастроф можно по пальцам пересчитать, причем часть падений самолетов связана именно с терактами, а не с естественными причинами. Важно и то, что погоду научились предсказывать довольно точно, а это позволяет диспетчерам и пилотам выбирать оптимальный маршрут полета.

Низкая атмосфера расширяется из-за изменения климата, или Почему теперь придется летать в постоянной турбулентности

Как изменение климата влияет на турбулентность

Так как восходящие движения воздуха усиливаются с ростом температуры земной поверхности и нижней части атмосферы, вполне логично, что глобальное потепление будет приводить к увеличению частоты и интенсивности подобных явлений. Кроме того, нижний слой атмосферы, называемый тропосферой, с ростом глобальных температур расширяется примерно на 50 метров каждые 10 лет. К тому же этот процесс постепенно ускоряется.

Низкая атмосфера расширяется из-за изменения климата, или Почему теперь придется летать в постоянной турбулентности

Толще всего тропосфера над экватором (20 км), а самая тонкая – над полюсами (7 км). Еще этот слой называют «кухней погоды». Ведь он содержит больше всего тепла и влаги, в нем может возникать такое явление, как турбулентность.

Низкая атмосфера расширяется из-за изменения климата, или Почему теперь придется летать в постоянной турбулентности

Все это может привести к тому, что самолетам придется подниматься выше, чтобы избегать риска попадания в зону турбулентности. А это может привести к большим расходам топлива, ведь лететь придется в более разреженном воздухе.

Низкая атмосфера расширяется из-за изменения климата, или Почему теперь придется летать в постоянной турбулентности

Мой Веб Мир