Надоело жить с мужем-тираном: уйти или смириться. Что говорит об этом православная церковь, у которой смирение — закон

В последние годы все чаще стала звучать тема домашнего насилия. Многие женщины рассказывают о семейных проблемах, обращаются в кризисные центры. В СМИ и социальных сетях активно обсуждаются негативные ситуации, возникающие внутри отдельной семьи. Однако при этом часть женщин, являющихся религиозными, по-прежнему живут с мужьями-абьюзерами, годами издевающимися над ними.

На насилие нельзя отвечать смирением

Надоело жить с мужем-тираном: уйти или смириться. Что говорит об этом православная церковь, у которой смирение - закон

Иногда верующие женщины, подвергающиеся насилию дома, считают, что нужно смириться, что божьи законы не позволяют им развестись, поэтому следует сохранять брак. В интервью, данном изданию «Правмир», протоиерей Максим Первозванский, который создал кризисный центр, помогающим молодым семьям, объяснил, что искать обоснование насилия в семье в православной идее смирения не следует.

Надоело жить с мужем-тираном: уйти или смириться. Что говорит об этом православная церковь, у которой смирение - закон

Отец Максим рассказал историю одной из своих подопечных, которая оказалась в деструктивных семейных отношениях. Сначала ее супруг ограничил ее социальные контакты, он запретил ей общение с родственниками и подругами, а потом стал бить ее. При этом духовник этой семьи призывал женщину терпеть и смиряться. И она терпела. Когда ей было 25 лет, внешне ей можно было дать все 40.

Должно быть самоуважение

Надоело жить с мужем-тираном: уйти или смириться. Что говорит об этом православная церковь, у которой смирение - закон

По мнению протоиерея Первозванского, подобная позиция глубоко ошибочная. Нельзя при оценке деструктивной ситуации ссылаться на христианскую точку зрения. Потому что последняя как раз говорит о прямо противоположном подходе. Священнослужитель отмечает:

Уже 20 лет я повторяю и повторяю, что муж не имеет права заставлять жену слушаться, нет у него такой власти. А еще у меня есть критерий, по которому можно проанализировать, что происходит: есть ли в происходящем уважение к другому человеку и (или) самоуважение? Если чего-то нет, значит, это неправильное поведение.

Надоело жить с мужем-тираном: уйти или смириться. Что говорит об этом православная церковь, у которой смирение - закон

При этом самоуважение не следует ассоциировать с гордыней. Потому что под ним подразумевается уважение образа Божьего в самом себе. Так же, как и любовь к себе, — это не себялюбие. Не уважая и не любя себя, человек как раз и позволяет другому поступать таким образом, что тот оскверняет в нем образ Божий. И здесь опорой нам служат слова Господа:

Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Нужно искать поддержку

Надоело жить с мужем-тираном: уйти или смириться. Что говорит об этом православная церковь, у которой смирение - закон

Таким шагом, ведущим к освобождению от деструктивных отношений в семье, является понимание того, что с человеком происходит что-то неладное. А уж если последствия сказываются уже на здоровье в виде трясущихся рук, выпадающих волос, резкого снижения веса, то тут уж не может быть никаких сомнений — терпеть это ни в коем случае нельзя.

Надоело жить с мужем-тираном: уйти или смириться. Что говорит об этом православная церковь, у которой смирение - закон

Хотя лучше, конечно, не доводить до такого и как можно раньше заметить, что вас не уважают и подвергают унижению. А заметив это, нужно как можно скорее обращаться за помощью, будь то близкие люди, психолог или священник. Однако слушать тех, кто призывает смиряться и терпеть, когда вас бьют, нельзя. Надо искать поддержку, защиту, а не потакание абьюзеру.

Грех человекоугодия

Надоело жить с мужем-тираном: уйти или смириться. Что говорит об этом православная церковь, у которой смирение - закон

Если обратиться к духовной стороне вопроса, то нужно обратить внимание на то, что нередко люди пытаются подменить такую христианскую добродетель, как смирение, грехом человекоугодия. Последнее как раз и проявляется в том, что женщина, когда ее осуждают родственники или несправедливо обвиняет муж, в своей реакции на их поведение не опирается на собственную совесть, а оглядывается на чужое мнение.

И здесь благочестивым делом будет не угождать кому-то, не поддаваться манипуляциям, не смиряться, а отстаивать свое достоинство. Ведь христианство отнюдь не исключает достоинства, противопоставляя ему смирение. Здесь уместно будет вспомнить слова апостола Павла, содержащиеся в Первом послании коринфянам:

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

И то, что супруг-тиран унижает свою жену, это он делает отнюдь не по указанию Бога, а по собственному произволу. А по поводу духовного равноправия мужчины и женщины у апостола Павла в Послании к галатам сказано:

Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; …нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

В Евангелии от Иоанна, обращаясь к ученикам, Христос говорил:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Если говорить о ситуации семейного насилия, то она никак не сочетается с этими словами. Ведь Иисус любил своих учеников, как и всех людей, он никого не терзал и не казнил, а взошел на крест ради прощения грехов всего человечества.

Истинный смысл

Надоело жить с мужем-тираном: уйти или смириться. Что говорит об этом православная церковь, у которой смирение - закон

Однако иногда в православной среде можно столкнуться с неправильным пониманием христианского смирения. И нередко можно слышать довод о том, что, поступая плохо, тиран делает доброе дело для души того, кого он угнетает. Он якобы учит смирению и осознанию ничтожности. А также, чтобы обосновать доминирование мужчины в семье, вспоминают знаменитое изречение апостола Павла из его послания к ефесянам:

Жена да убоится мужа своего.

Однако здесь делается распространенная ошибка, когда слова, вырванные из контекста, понимаются в смысле, прямо противоположном тому, который в него вложил автор. Если же прочитать весь отрывок, касающийся семейных отношений, то можно увидеть его глубокий смысл. Вот что написал апостол Павел:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

И главное здесь не в том, что древнегреческий глагол phobitai многозначный, и его можно перевести не только как «бояться», но и как «заботиться», «уважать», «чтить». Главное, что автор сравнивает главу семейства с Иисусом, главой Церкви. А эта роль заключается вовсе не в грубой власти, а в том, чтобы служить, охранять, заботиться и жертвовать собой. Господь прощает, а не осуждает, исцеляет, а не карает, помогает, а не требует. Именно таким духом и проникнуто Святое Евангелие. Совсем не трудно понять, что эта роль коренным образом отличается от той, которую на себя берет тиран.

Подчинение тирании есть рабство

Надоело жить с мужем-тираном: уйти или смириться. Что говорит об этом православная церковь, у которой смирение - закон

Что касается домашнего тирана, то он, требуя от супруги повиновения, сам не исполняет повеления Господа любить ее, как себя самого. Его обращение с ней, скорее, похоже на ненависть, нежели на любовь. И он совсем не «питает» и не «греет» ее, как этому учит апостол Павел. И здесь не может быть никакой «единой плоти», когда одна из ее частей наносит другой раны, запугивает ее, доводя до психического расстройства.

А значит, когда муж своих обязательств не выполняет, жена становится свободной от своих. Главным принципом отношений в семье должна быть любовь. Тогда как подчинение домашнему тирану — это добровольное бессмысленное рабство. В нем нет никакого позитивного смысла, оно причиняет боль и страдания и самой жертве, и ее детям.

Мой Веб Мир