Любителей помпезности не допускали ко двору: как наши предки боролись с роскошью

Любителей помпезности не допускали ко двору: как наши предки боролись с роскошью

Защитники роскоши обосновывали ее существование тем, что аристократы, купаясь в ней, предоставляли рабочие места низшим классам, а также стимулировали их к развитию. Большим импульсом этого направления мысли во время абсолютизма во Франции в XVIII — начале XIX в. был французский двор, имевший статус самого роскошного в Европе.

Любителей помпезности не допускали ко двору: как наши предки боролись с роскошью

Особой роскошью славился и двор императрицы Елизаветы Петровны в России, царствовавшей в 1741-1762 гг., подражавший французскому. В результате после ее правления государство осталось в трудном финансовом положении. Сменившая ее на троне Екатерина II боролась со щегольством и мотовством знатных вельмож: она ввела при дворе изящную простоту костюма.

К чему привела роскошь во Франции

Любителей помпезности не допускали ко двору: как наши предки боролись с роскошью

Европейские аристократы в XVII-XVIII вв. в своем великолепии приближались к королям. Для этой эпохи были характерны огромные гардеробы, парики-корабли и вызолоченные интерьеры, которые постоянно обновлялись. Однако углубление имущественного разрыва, как известно, привело к гибели французской элиты в результате революционных событий. Как следствие, отношение к роскоши было несколько пересмотрено.

Укрощенная роскошь

Любителей помпезности не допускали ко двору: как наши предки боролись с роскошью

Уже Наполеон III, который был императором 2-й империи во Франции в XIX в., вел себя намного скромнее. Тем самым он хотел подчеркнуть, что опирается на народную волю. Все европейские монархии были ограничены конституциями, и роскошь уже не была такой броской.

Любителей помпезности не допускали ко двору: как наши предки боролись с роскошью

По мере развития буржуазного общества прибыль, получаемую на производстве, которую раньше с большой помпой тратили на увеселения меньшинства, стали вновь возвращать в оборот. Немецкий социолог Макс Вебер связывал развитие капитализма с формированием трудовой этики, присущей протестантам. Речь идет об уважении к труду, о сдержанности, бережливости, нетерпимости к расточительству.

Как боролась со щегольством Екатерина II

Любителей помпезности не допускали ко двору: как наши предки боролись с роскошью

Молодой Екатерине досталось весьма непростое наследство. Ведь царившая при ее предшественнице любовь к роскоши доходила до крайности. Сатирические листы, выходившие во времена наших предков, так высмеивали записных модников:

Проснувшись, он в полдень или немного позже, первое — мажет лицо свое парижской мазью, натирается разными соками и кропит себя пахучими водами, потом набрасывает пудреман и по нескольку часов проводит за туалетом, румяня губы, чистя зубы, подсурмливая брови и налепливая мушки.

Проявив государственный подход, Екатерина II стала принимать меры, направленные против бессмысленного мотовства. Сама она воспитывалась в скромности и бережливости. И, став императрицей, скрупулезно учитывала запасы собственной кладовой. Русская царица писала, что французская мода избыточна и разорительна для ее подданных.

Интересным фактом является изобретение ею сатирического маскарада как метода борьбы со щегольством. Это действо называлось «Извращенный мир». Оно было призвано высмеивать неумеренную склонность к роскоши. На колесницах, которые везли волы, свиньи, ослы и сопровождали обезьяны, восседали купцы, имевшие щегольской вид, судьи, переодетые лисицами. Однако должного воздействия на развращенный свет этот маскарад не оказал.

Любителей помпезности не допускали ко двору: как наши предки боролись с роскошью

Екатерина также поставила комедию, где моду побеждает любовь к Отечеству. Но роль искусства в данном случае была переоценена императрицей. Гораздо более действенным было то, что она исключила из своего ближнего круга людей, имеющих пристрастие к роскоши, и ее личный пример. Государыня прославилась простотой своего быта. Она уделяла минимум времени одеванию и причесыванию. В течение всей жизни она предпочитала носить одну и ту же прическу. Посетителей до полудня она встречала в атласном капоте белого цвета и простом чепце.

Она опередила моду

Любителей помпезности не допускали ко двору: как наши предки боролись с роскошью

Нужно отметить, что в скромных одеяниях Екатерина появлялась лишь в неофициальной обстановке. Что же касается парадных выходов, то там она блистала в дорогих нарядах, усыпанных драгоценными камнями. Но при этом она всегда одевалась с большим вкусом. Ее явно отличал талант модельера. Михаил Пыляев, известный историк, писал:

Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья; прежние цветные платья были заменены на выходах белыми, парча вышла из моды; сама императрица появлялась на торжествах одетой в длинное белое платье, в маленькой короне, иногда в порфире.

Любителей помпезности не допускали ко двору: как наши предки боролись с роскошью

Таким образом, когда европейские дворы кичились своей помпезностью и пышностью, российская императрица призывала к сдержанности в цветах и формах. И ей удалось опередить модные тенденции, ведь и Европа позже пошла путем натурализации и упрощения.

Мой Веб Мир