Как и во всем мире, в России растет число проектов, направленных на сохранение природы и улучшение среды обитания. Надо признать, что пока наша страна в числе отстающих по переходу к экологическим технологиям, но это может быть просто результатом того, что России сейчас не до этого. Конфликт Запада и Востока, геополитическая напряженность и многочисленные санкции пока выходят на первый план в текущей повестке. В основном экологические проекты носят точечный характер и не способны радикально изменить ситуацию в сфере потребления и загрязнения окружающей среды.
Экологические лавки
В России была разработана своя собственная технология изготовления мягкой пластмассы из полимерно-песчаной смеси. Ее создала компания «Умная SREDA» в 2018 году. На базе этого материала можно изготавливать экологически безопасные и прочные изделия и стройматериалы, применяемые в целях благоустройства территории. Например, урны, лавочки, уличную плитку.
В основе технологии – использование выброшенных изделий из пластика, которые переплавляют с добавлением песка. Доля последнего в конечном продукте составляет 70 – 75 процентов. Выглядят же полученные изделия как деревянные. В результате снижается нагрузка на леса. Правда, масштаб проекта весьма скромен – всего 5 тонн переработанного пластика в месяц. Однако создатели проекта надеются расширять производство и даже выйти на международный уровень, чтобы максимально сохранить природу.
Музей современного искусства
В рамках этого учреждения сотрудники отказались от пользования одноразовой пластмассой и установили контейнеры для раздельного сбора мусора. Это привело к сокращению количества отходов в музее на 23 процента. А вместо использования бумаги заведение перешло к электронным приглашениям и мониторам. Впрочем, процесс замены бумажного на электронное – это общая тенденция для России и мира, но в данном случае это видимо было сделано в ускоренном темпе.
Мотор-вагонное депо на станции «Подмосковная»
На данный момент это единственное депо в России, которое достигло уровня европейских норм и стандартов. Так, депо потребляет на 25 процентов меньше электроэнергии, на 30 процентов меньше воды, а как минимум 40 процентов материалов для посыпки представляет собой вторсырье.
Вокруг депо создана она зеленых насаждений, куда высажен самшит, барбарис, туя, можжевельник, а также розы, лилии и другие цветы. В сумме вышло 40 тыс. кв. метров зелени.
Помимо этого, вокруг депо были установлены воздухоочистители. Воду используют дождевую и талую, причем даже после использования ее после очистки применяют повторно.
Что еще делается для поддержки экологии в российской столице
Один из ярких примеров использования экологически чистых технологий – программа реновации жилья. В основном новые квартиры относятся к классу «А», который относится к наиболее эффективному с точки зрения уровне энергопотребления. В частности, применяется сбор дождевой воды, системы рекуперации и «умного» освещения, а также солнечные коллекторы, нагревающие воду в домах с помощью энергии Солнца.
Производство электроэнергии также становится все менее ресурсозатратным. Угольные ТЭС переводят на газ или заменяют газовыми (парогазовыми), а когенерация на московский ТЭЦ приводит к экономии 25 – 30 процентов топлива. Сейчас почти вся электрическая и тепловая энергия столицы вырабатывается на газовых ТЭЦ. Переход привел к снижению выбросов от теплоэлектростанций на 22 процента с 2012 по 2021 годы. Электросети и теплосети также модернизируются.
Транспорт тоже преобразуется. Обновляются грузовики, улучшаются условия движения по дорогам. Доля электротранспорта (электробусы, метро, поезда) растет. Снижается только доля трамвайного транспорта. Но и о нем стараются не забывать, обновляются рельсовые пути. Благодаря замене дизельных автобусов электробусами было достигнуто снижение выбросов парниковых газов примерно 80 тыс. тонн СО2-экв. С 2018 года по настоящее время. Не менее важно и то, что это позволяет делать воздух столицы более чистым, что должно способствовать оздоровлению населения мегаполиса.
А по Москве-реке теперь курсируют электрические речные суда.
Еще одно важное направление – это увеличение индивидуальной мобильности. В городе открыты сотни станций проката велосипедов, включая электровелосипеды. Для их зарядки на многих станциях используют энергию солнца.